МБОУ СОШ р.п. Ровное имени Героя Советского Союза Г. Т. Василенко
р.п. Ровное, Ровенский район, Саратовская область
  • Образовательные стандарты и требования

    Письмо Минпросвещения России от 16.01.2023 N 03-68 "О направлении информации" (вместе с "Информацией о введении федеральных основных общеобразовательных программ")

    Письмо №916-6У/КС-21 08.07.2021 "О роли обновленных ФГОС - 21 общего образования и повышении квалификации педагогических работников общеобразовательных организаций в части ФГОС-21"

    Приказ №287 от 31.02.2021 "Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования"

    Приложение 1 к приказу № 34-23 от 28.02.2023 "Перечень учебников на 2023-2024 учебный год"

    Приказ Минпросвещения России от 16.11.2022 N 993 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2022 N 71764)

    Приказ Минпросвещения России от 23.11.2022 N 1014 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2022 N 71763)

    Приказ № 732 от 12 августа 2022г "О внесении изменени в ФГОС СОО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012"

    Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

    Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

    • единство образовательного пространства Российской Федерации;
    • преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

    Каждый стандарт включает 3 вида требований:

    1. требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
    2. требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
    3. требования к результатам освоения основных образовательных программ.

    Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования

    1-4 классы
    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 (ред. от 08.11.2022))
    5-9 классы
    Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 (ред. от 08.11.2022))
    10-11 классы
    Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 (ред. от 12.08.2022 г.))
    Для учащихся с ОВЗ
    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599 (ред. от 08.11.2022))
    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1598 (ред. от 08.11.2022))

    Уважаемые родители!

    Предлагаем Вам ознакомиться с вопросами и ответами, раскрывающими содержание основных понятий ФГОС.
    Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?
    «Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования» ( Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", п.6 ст.2 гл.1)
    Когда был принят ФГОС?

    • стандарты первого поколения (были приняты в 2004 году и именовались государственными образовательными стандартами;
    • стандарты второго поколения (были приняты — для начального общего образования (1-4 классы) 6 октября 2009 года, для основного общего образования (5-9 классы) 17 декабря 2010 года, для среднего (полного) общего образования (10-11 классы) 17 мая 2012 года). Эти стандарты ориентированы на результат и развитие универсальных учебных действий (УУД).

    А что такое  УУД?
    Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают "общеучебные умения", "общие способы деятельности", "надпредметные действия" и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа - программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы. Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма "Формирование ИКТ компетентности обучающихся". Реализация программы формирования УУД в начальной школе - ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.

    Какие требования выдвигает ФГОС НОО?
     Стандарт выдвигает три группы требований:
    -требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
    -требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
    -требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
    Каковы  цели ФГОС?
    Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

    • единство образовательного пространства Российской Федерации;
    • преемственность основных образовательных программ .;
    • духовно-нравственное развитие и воспитание.

    Стандарт является основой для:

    • разработки  основной образовательной программы  общего образования;
    • разработки программ учебных предметов, курсов, учебной литературы, контрольно-измерительных материалов;
    • организации образовательного процесса в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу в соответствии со стандартом, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности;
    • разработки нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу, формирования государственного (муниципального) задания для образовательного учреждения;
    • осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования;
    • проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся;
    • построения системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении;
    • организации деятельности работы методических служб;
    • аттестации педагогических работников и административно-управленческого персонала государственных и муниципальных образовательных учреждений;
    • организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования.

     Что такое Основная  образовательная программа начального общего образования?
    Основная образовательная программа  -это  нормативно-управленческий документ, который  ,  в соответствии с  Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"(п.5,7 ч.3 7 ст. 12 гл.2),  самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность,  в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующей  примерной основной образовательной программой.
    Образовательная  программа определяет содержание образования.

    В Основной образовательной программе  начального общего образования  содержится три раздела.
    Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы начального общего образования, а также способы достижения этих целей и результатов.Целевой раздел включает пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО;систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО.
    Содержательный раздел  определяет общее содержание начального общего образования и включает программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов:

    • программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
    •  программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;
    • программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
    • программу формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;
    • программу коррекционной работы.

    Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.  Организационный раздел включает
    учебный план начального общего образования, план внеурочной деятельности, систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
    Общие требования к реализации образовательных программ изложены в статье  13 ФЗ «Об образовании в РФ».

     Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт?
    Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
    - личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
     -метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
     - предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
     Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах "выпускник научится…", что является группой обязательных требований, и "выпускник получит возможность научиться …" (недостижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования).
     Пример: Выпускник научится самостоятельно озаглавливать текст и создавать план текста.
     Выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку.
    Подробнее познакомиться с содержанием этого деления можно, изучив программы учебных предметов, представленные в основной образовательной программе.
    Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?
    Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). Во внеурочную деятельность могут входить: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д. Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения. Время, отведенное на внеурочную деятельность,  не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie